Сказочке конец
Солнце поднялось уже высоко, когда Митяй наконец-то выехал со двора. Подумал и решил сократить путь, проехав по лесной дороге. В лесу было еще прохладно, птичьи голоса сопровождали скрип телеги веселой музыкой. Лошадь шла размеренным шагом, вокруг разливался покой, так что можно было предаться мечтам, вспоминая давешний сон. Митяй сам не заметил, как задремал. Очнулся он от тишины. Птицы по-прежнему щебетали, а вот телега не двигалась. Митяй оглянулся, дороги видно не было, лошадь пощипывала сочную траву, и лишь небольшая тропинка убегала между белых березок куда-то. В первый момент парень растерялся – куда это его занесло? Ехал вроде по дороге, а оказался в лесу, и место незнакомое какое-то. Подумав немного, Митяй решил оглядеться, может тропинка выведет к дороге, не мог же он от нее далеко отъехать. Лошадь он привязывать не стал, а просто пошел по тропинке вперед или назад, тут уж и не разберешь. Вскоре тропинка вывела его к небольшой реке и мостику с резными перилами. Было в этом что-то знакомое. И тут он вспомнил, он же именно это место видел во сне. Резко повернул голову налево и увидел на берегу большой белый камень, только вот девицы на нем не было.
- Чудно, - произнес Митяй и покачал головой. Постоял немного и решительно направился дальше. Березы расступились, и перед ним открылась поляна, на которой стоял двухэтажный дом с кружевными наличниками окон и расписными ставнями. Митяй направился к дому, решив расспросить хозяев, где же это он оказался, и, надеясь, что именно здесь и живет та самая красавица, которую видел он в том сказочном сне.
На крыльце появилась Ядвига Филаретовна. На лице Митяя можно было заметить разочарование, а потом появилась робкая улыбка:
- Здравствуйте, - произнес он, подойдя ближе, - вы меня не узнаете?
- А, – разулыбалась Ядвига Филаретовна, - старый знакомый. Какими судьбами?
- Да вот, - замялся Митяй, - ехал в город, задремал по дороге, а как здесь оказался и сам не пойму. Я лошадь там оставил, - махнул он рукой в сторону березовой рощи.
- Проходи, гостем будешь, - пригласила Ядвига Филаретовна. – Ты не переживай, я тебе потом короткую дорогу к тракту покажу, успеешь.
Митяй, вспомнив матушкин наказ, хотел было возразить, но передумал и стал подниматься на крыльцо.
Первого, кого он увидел, войдя, был большой черный кот. Васька только недавно вернулся из деревни и собирался позавтракать любимым лакомством. Достал дареный Аленин платочек и расстелил его на лавке, тут же появилась миска со сметаной. Митяй замер на месте с открытым ртом, не в силах произнести ни слова от удивления. Из ступора его вывел голос Ядвиги Филаретовны:
- Не стесняйся, Митяй, проходи к столу.
Услыхав знакомое имя, Васька перестал есть и уставился на гостя. Оглядев его с ног до головы, изрек:
- Да.
Почесал лапой затылок и добавил многозначительно:
- Ну…
- Василий, - обратилась Ядвига Филаретовна к коту, - позови Алену, скажи, что у нас гость.
Васька взглянул на гостя, потом на недоеденную сметану, но счел, что, пожалуй, при хозяйке со сметаной ничего не случится и отправился на второй этаж.
- Что же ты стоишь, - Ядвига Филаретовна была само гостеприимство, - присаживайся. Как матушка твоя поживает, я о ней много наслышана.
Митяй присел к столу.
- Благодарствуйте, - ответил он. - Вот в город послала, прикупить кое-чего надобно, а так хорошо все.
Послышался звук шагов, и в комнату вошла Алена, Васька держался позади. Митяй смотрел на нее потрясенно, это была та самая девица.
- Аленушка, - ласково обратилась Ядвига Филаретовна, - вот познакомься – это Дмитрий.
Имя она произнесла нарочито подчеркнуто.
- А это Алена, - представила она девушку гостю.
Митяй поднялся с лавки, не сводя при этом взгляда с Алены.
- Здравствуйте, - произнес он тихо.
- Здравствуйте, - сказала Алена, скользнув взглядом по гостю, и тут же обратилась к Ядвиге Филаретовне, - у меня работа срочная, мне бы ее закончить нужно. Развернулась и вышла из комнаты. При этом Васька громко хмыкнул и направился к оставленному завтраку.
- Скоро самовар готов будет, ты чай приходи пить, - уже в спину девушке сказала раздосадованная Ядвига Филаретовна.
Она уже поняла, что гость должного впечатления на Алену не произвел. «О чем она только думает?- про себя недоумевала женщина. – Ей жениха домой привели, а она нос воротит. Ладно, мы еще посмотрим».
- Аленушка у нас мастерица известная, - обратилась она с улыбкой к Митяю, - заказчиков много, нужно к сроку успеть, - как бы извиняясь, объяснила Ядвига Филаретовна. Наклонилась поближе и тихо спросила:
- Ну как, понравилась?
Митяй кивнул головой.
- Она и готовит замечательно и по хозяйству опять же, - продолжила Ядвига Филаретовна, - а поет как, заслушаешься.
Васька доел сметану и теперь с большим подозрением наблюдал эту сцену, переводя взгляд с хозяйки на гостя. Потом сделал пас лапой, миска исчезла. Кот аккуратно сложил платочек и направился в комнату к Алене.
- Алена, - обратился он, к сидящей за столом девушке, - тебе этот Дмитрий понравился?
Алена отвлеклась от работы, посмотрела на Ваську и пожала плечами:
- Парень, как парень, - ответила она и вновь принялась за вышивку.
- Так он же Дмитрий, - не унимался кот.
- Ну, и что? – не поняла Алена.
- Как что? – воскликнул кот, - А книга?
Алена отложила работу и развернулась к собеседнику:
- Да мало ли Дмитриев на белом свете, - проговорила она с улыбкой.
- А вот бабушка, похоже, так не думает, - наставительно заявил Василий.
- Вот как, - нахмурилась Алена. – Надо будет с ней поговорить.
- Ты поговори, только сама понимаешь, она ведь чего решила…
- Знаю, - вздохнула Алена. – Так не ей же замуж выходить.
- Но она-то думает, что о тебе заботиться, - оправдывался кот.
- Хорошо, я осторожно поговорю, - согласилась Алена.
- Пойду, послушаю, о чем они там говорят, - сказал Васька и исчез за дверью.
Спиридон гостю не показывался, поэтому Ядвига Филаретовна на этот раз на стол накрывала сама. На столе уже пыхтел начищенный самовар, плыл аппетитный запах свежих пирогов. На правах хозяйки она разливала по чашкам чай.
- Митя, - ласково обратилась Ядвига Филаретовна, - подай-ка мне вон ту чашку. Она показала на полку. Митяй с готовностью поднялся и пошел за чашкой. В это время Ядвига Филаретовна вынула из кармана небольшой пузырек и налила из него в обе чашки по нескольку капель, потом подумала и разлила все содержимое пузырька по чашкам. Довольная она убрала пузырек обратно в карман и тут встретилась взглядом с Васькой. Ядвига Филаретовна нахмурилась, пробормотала что-то и Васька дара речи лишился.
Митяй подал чашку и сел на свое место.
- Аленушка, - позвала Ядвига Филаретовна, - иди чай пить.
Алена спустилась и села за стол, с недоумением посмотрела на кота. Ядвига Филаретовна наблюдала за молодыми людьми, Митяй не сводил глаз с Алены, поэтому они не видели, что делал Василий за спиной у хозяйки. А Васька всячески старался дать понять Алене, чтобы она не пила чай из этой чашки. Он изображал пантомиму, пожалуй, нечто из «Ромео и Джульетты», но поскольку, единственная зрительница была совершенно не в курсе событий, то и понять всех его действий не могла, лишь тревожно поглядывала в его сторону. Когда Алена протянула руку, чтобы взять чашку, Васька схватился лапами за голову и опрометью кинулся вон из дома, по дороге задев кочергу, которая с грохотом упала на чугунный котел, стоявший за занавеской. В общем, шуму наделал много и скрылся. Встревоженная Алена бросилась следом с чашкой в руке. Она выбежала на улицу и увидела, как Васька черной молнией скрывается в лесу. Взглянула на чашку, поставила ее на край скамейки и бросилась вдогонку.
Следом за ней на крыльце появилась Ядвига Филаретовна, успевшая заметить, что Алена направилась по тропинке к реке.
Митяй какое-то время еще продолжал сидеть за столом, совершенно опешив от случившегося, потом поднялся, залпом выпил свой чай, после чего ощутил странный прилив сил и направился на крыльцо.
Ядвига Филаретовна оглядела гостя и по румянцу и блеску глаз поняла, что клиент вполне дозрел.
- Ну, что? – обратилась она к Митяю, - понравилась тебе Алена?
- Очень, - выдохнул Митяй.
- Тогда чего ты стоишь? Беги, догоняй ее, - она указала в сторону леса.
- Это я мигом, - улыбнулся Митяй и направился в ту сторону, куда ему указали.
– Как увидишь девушку на камне…, - дальше она не договорила
Ядвига Филаретовна удовлетворенно потерла руки. Она собралась войти в дом, но в это время с другой стороны, от дороги послышался шум подъехавшей кареты. Через некоторое время из-за угла показалась улыбающаяся Василиса, за ней шел молодой человек. Двинувшаяся навстречу племяннице Ядвига Филаретовна остановилась возле скамейки, приглядываясь к гостям.
- Здравствуй, тетя, - раскрыла объятия царица. – Вот царевича Дмитрия к тебе в гости привезла.
Они подошли ближе. Царевич поздоровался с родственницей и тут же перешел к делу:
- А где Алена? - спросил он.
Царевич расспрашивал мать всю дорогу, и нетерпение его было велико, он хотел как можно скорей увидеть девушку вновь.
Это было громом среди ясного неба, откровением и даже ужасом.
- Дмитрий, - прошептала Ядвига Филаретовна и стала оседать на землю.
Царевич заботливо подхватил ее с одной стороны, с другой подоспела Василиса. Они усадили пожилую родственницу на скамейку и смотрели на нее с тревогой.
- Что с тобой, тетушка? – взволнованно спросила царица. – Тебе плохо?
- Что же я наделала? – прошептала тетушка бледнея.
И тут взгляд Василисы упал на оставленную Аленой чашку, из которой она так и не успела сделать ни глотка. Василиса подала чашку тетке:
- Вот попей, тебе легче станет.
Потрясенная Ядвига Филаретовна послушно выпила напиток, и щеки ее начали розоветь.
- Вот и хорошо, - облегченно вздохнула Василиса.
Едва достигнув границы леса, Васька с тропинки исчез. У них с Алексеем Степановичем было договорено, что ежели случится чего важное, Васька моментально должен оказаться в доме у лешего. А потому леший обо всем заранее позаботился. Стоило только Василию свернуть к приметному кусту бересклета, как он уже стоял на пороге дома Алексея Степановича. В дом Васька ворвался вихрем, размахивая лапами и выпучив глаза.
Алексей Степанович в ситуации разобрался на удивление быстро и одним пасом руки Ваське речь нормальную вернул, после чего тот и поведал обо всем, что случилось.
- Вот же ж, - крякнул с досады леший и стукнул кулаком по столу.
- Все пропало, - взвыл Васька и практически лишился чувств.
Алексей Степанович поставил перед собой кристалл, поколдовал над ним и стал внимательно смотреть. Он увидел, как Алена, пробежав по тропинке и не обнаружив кота, остановилась и стала оглядываться. Постояла еще немного и направилась к любимому своему месту у реки. Вот на крыльце появилась хозяйка дома с гостем, они поговорили о чем-то и парень направился по тропинке. Леший хитро улыбнулся, а Митяй едва шагнув в лес, с тропинки исчез.
- Погодь, Вась, не помирай пока, - обратился леший к коту.
Васька открыл сначала один глаз, потом второй:
- А что? – полюбопытствовал он.
- А то, что еще один Дмитрий к нашей Аленушке пожаловал, - ответил леший, разглядывая встречу родственников. Кристалл погас, и леший не успел рассмотреть, что было дальше. – Пойдем к Алене, - сказал он коту.
- Она же зелье приворотное выпила, - с отчаянием ответил кот.
- Я ее замуж звать не стану, так что не переживай, - улыбнулся в усы леший. – Пошли.
- Алена, - Васька кинулся к девушке, сидящей на камне и задумчиво глядящей на воду.
Алена быстро повернула голову, вскочила и подхватила на руки подбежавшего кота.
- Васька, как ты меня напугал, - проговорила она. – Что с тобой стряслось, горе ты мое?
- Здравствуй, Аленушка, - поздоровался подошедший леший.
- Здравствуйте, Алексей Степанович, - улыбнулась Алена в ответ.
- О чем грустишь? Не понравился тебе сегодняшний гость? – поинтересовался леший.
Алена пожала плечами, не находя сразу ответа.
- Парень, как парень, - повторила она то, что говорила и Василию.
Алексей Степанович хитро улыбнулся:
- А другой понравился?
Алена смутилась, щеки ее начали розоветь.
- Вижу, что понравился, - сказал Алексей Степанович, весело щурясь.
- Так ведь он же…, - Алена не договорила.
- И что? За любовь бороться надо.
- Любовь? – переспросила Алена. – Вот вы говорите, что надо бороться, а сами?
Под внимательным взглядом девушки смутился Алексей Степанович, потом рассмеялся:
- А ведь поймала на слове. Вот сейчас пойду и потребую прямого ответа.
- Правильно, давно пора, - вмешался в разговор Васька.
- Тогда пошли, - твердо сказал леший и решительно направился к мостику.
Васька и Алена поспешили за ним.
Первым вышедшую из леса троицу заметил царевич:
- А вот и Алена, только она не одна.
- Это Алексей Степанович, я тебе рассказывала про него, - заметила Василиса.
- Здравствуй, матушка, - поздоровался леший, первым подойдя к гостям. – И ты здрав будь, царевич.
- Здравствуй, Алексей Степанович, - обрадовано ответила царица.
- Извини, матушка, у меня дело очень важное, - Алексей Степанович направился к все еще сидящей на скамейке Ядвиге Филаретовне.
- Ядвига, - обратился к ней леший, - выходи за меня замуж.
При этих словах все замерли, и царица, и Дмитрий, и едва подоспевшая Алена и Васька, и даже не понятно как оказавшийся здесь Спиридон. Историю этой любви знали все, и все затаили дыхание. Щеки Ядвиги Филаретовны порозовели еще сильней, она подняла глаза, улыбнулась и сказала:
- Я согласна, Леша.
За сим последовал всеобщий вздох облегчения. А потом все разом заговорили.
Алена почувствовала, что кто-то дергает ее за рукав. Рядом стоял Васька. Он указал на пустую чашку и спросил тихо:
- Ты из этой чашки пила? Там зелье было приворотное.
- Не успела, - ответила Алена. – Ты так меня напугал, я следом за тобой побежала, а чашку на скамейке оставила. Они одновременно посмотрели на счастливо улыбающуюся Ядвигу Филаретовну, потом переглянулись и рассмеялись.
- Ты только ей ничего не рассказывай, - попросила Алена.
- Ни за что, - отозвался Василий.
- Алена, - окликнул девушку царевич, - я бы хотел с вами поговорить. Пойдемте на наше место.
- Пойдемте, - согласилась Алена, - отметив про себя, что место теперь стало для них общим.
- Такое событие нужно отметить, - сказал широко улыбающийся Спиридон, у меня почти готово все.
- Ой, вы же с дороги, - всполошилась Ядвига Филаретовна. – А где же царевич? И Алена?
- Они позже подойдут, - улыбнулась Василиса, провожая глазами молодежь. – А я не прочь пирожка отведать.
- Тогда пошли в дом, - пригласила счастливая хозяйка.
А Васька решил, что за такое его героическое поведение ему уж точно горшочек сметаны положен, поэтому отправился в погреб за заслуженной наградой.
Эпилог.
Жила в соседнем селе девица одна. Звали ее Арина. Сядет она бывало у окошка да все на улицу глядит. Кто куда пошел, да с кем, да во что одет. Мать, бывало, начнет ворчать, мол, полы в доме не метены, посуда не мыта, постирать бы не мешало. А Арина отмахивается:
- Потом.
- Кому же такая неряха нужна будет? – огорчается мать.
Пошла как-то Арина с подружками по ягоды, быстро от подруг отстала, притомилась. Решила домой вернуться, а вышла на развилку дорог. Смотрит, лежит у дороги камень. Присела Арина на тот камень отдохнуть.
Шел Митяй по тропинке, а вышел к тракту, там, где дороги расходятся. Видит у дороги большой камень, а на нем девушка сидит. «Нашел», - обрадовался Митяй. Подошел и сразу прямо и говорит:
- Выходи за меня замуж.
Арина даже подпрыгнула от неожиданности. Видит парень вроде ничего из себя. А мать еще говорила, что ее замуж никто не возьмет.
- Я согласна, - сказала Арина.
- Вот и хорошо, - обрадовался Митяй.
За его спиной заржала лошадь. Он оглянулся и увидел свою лошадь, запряженную в телегу.
- Тогда поехали, я тебя с матушкой моей познакомлю.
- Поехали, - сказала Арина, усаживаясь в телегу.
А на том камне, который у дороги лежал, ничего написано не было. То ли от времени буквы стерлись, то ли потому, что герои этой истории уже нашли каждый свою дорогу. И только судьба хитро улыбалась. И пусть одни ее счастьем называют, а другие злодейкой кличут.